Фламенко - танец одиночек

Опубликовано: 23.01.2018

ФламенкоСегодня мы любой танец воспринимаем как вид искусства, красивое зрелище или как развлечение. При этом мало кто задумывается о том, что каждый танец, какому бы народу не принадлежал (а ведь абсолютно все танцы берут свое начало именно в народном творчестве) создавался не только и не столько для развлечения зрителей. Каждый из них наполнен глубоким смыслом, это рассказ о чувствах, написанный языком тела. Хотя, рассказ – не совсем точное название, вернее было бы назвать танец поэтическим произведением.

И если спортивные бальные танцы – это, скорее, дань эпохе всеобщей сдержанности, когда даже страстное танго было подогнано строгими рамками стандартов, то другие танцы, не менее богатые на историю, но более вздорные и независимые по духу, оставшись в звании народных, сохранили свой смысл. Возможно, именно поэтому сегодня настолько популярны такие танцы, не требующие повторения раз и навсегда выверенных канонов, но дающие свободу самовыражения. Они по-прежнему рассказывает об эмоциях человека, их исполняющего, а потому каждое такое исполнение индивидуально и ново. А когда чувства выплескиваются через край, градус эмоций зашкаливает, рождаются такие танцы, как фламенко.

Несмотря на то, что фламенко уже пять сотен лет, он и сегодня так же свеж, как и тогда, когда его танцевали испанские мавры и цыгане, вынужденные скрываться от гонений властей. Конечно, с тех пор фламенко сильно изменился, но и то, как он выглядел в начале шестнадцатого века, еще нельзя его назвать началом. Это трудно представить, но своими корнями фламенко уходит в совершенно другую часть света, на тысячи километров восточнее Андалузии, в Индию, и еще на тысячу лет в глубь истории.

В современной версии танца от индийской танцевальной культуры осталось не так много, и все же она угадывается в движениях рук, головы, некоторых позах. А некоторые историки танца отмечают сходство сапатеадо (характерных шагов фламенко) с одной из индийских танцевальных техник Kathuk.

Но все это, хотя и интересные, но сухие факты. На самом деле, фламенко не нуждается в богатом прошлом или какой-либо другой рекламе, чтобы завоевывать сердца людей. Он завораживает, даже если только смотришь на него. Сложный ритм, который выстукивают каблуки танцоров, резкие эмоциональные движения и позы, чувственные и пластичные движения рук, перестук кастаньет, прищелкивание пальцами.

Весь танец исполняется на одном дыхании, на едва сдерживаемом порыве. Испанцы очень точно называют фламенко танцем обнаженных нервов. И действительно, наблюдая за танцующими, иногда кажется, что натянутая струна вот-вот лопнет, и напряженный до предела ритм сорвется в пропасть… Но в этот момент раздается щелчок кастаньет, танцоры застывают в выразительной позе, а сердца зрителей пропускают один удар.

Да, мы еще не сказали самого главного. Фламенко – женский одиночный танец, танец одиночек, если угодно, его редко танцуют в паре. Уже одно это делает танец уникальным. Кроме того, фламенко, в отличие от большинства танцев, парных и групповых, не имеет сюжета. Здесь нет диалога с партнером, флирта или поединка. Фламенко – это голые эмоции, выраженные пластикой тела. Это рассказ о женской гордости, о желании оставаться верной своим идеалам и принципам, о борьбе за место под солнцем. Не зря фламенко выбирают женщины сильные и самодостаточные, желающие доказать миру свою независимость.